ДИНАСТИЯ | АФИША | КНИГИ | СТАТЬИ | МУЗЫКА | Радио BBC | ФОТО И ПРЕССА | СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ | INFO | E-MAIL

Николай Слонимский и его 
Книга музыкальных историй 
Часть 6.

Ференц Лист

  Почему Лист так и не был посвящён в духовный сан

  Музыкальные журналы за 1886 г. еще при жизни Листа опубликовали рассказ о том, как Лист вопреки своему желанию не стал священником. Вот как описывает эту историю парижский Opinion:
  "Когда Лист в Риме готовился стать священником[1], монахини попросили его после одного богослужения в Сикстинской капелле поиграть на фортепиано. После того как Лист исполнил их просьбу, они в восторге ринулись к нему и осыпали его поцелуями. И тогда Папа Пий IX принял решение, что религиозной карьере Листа, ради блага духовенства должен быть положен конец. Так Листу было отказано в посвящении в духовный сан" [2].
  [1] После смерти старшей дочери Бландины (1862 г.) Лист замыкается и живет отшельником то в небольшом монастыре близ Рима, то в старой церкви на Монге-Марио, на окраине города. 25 апреля 1865 года он принимает так называемый малый постриг.
  [2] Известен рисунок О.Понтера, запечатлевший игру Листа перед папой Пием IX.

  Потомки Листа

  Когда Лист умер, несколько молодых людей (среди них и одна женщина) объявились в парижском обществе и тоном, не допускавшим возражений, заявили, что они его незаконнорожденные дети.
По крайней мере один побочный ребенок Листа хорошо известен. Это Франсуа Серве. Он был убежденным поклонником Вагнера и сам сочинял в вагнеровском стиле. В музыкальных словарях о нем говорится как о сыне виолончелиста Адриана-Франсуа Серве. На самом деле он был сыном Листа и Каролины Витгенштейн. Подтверждение его истинного происхождения мы находим в письме Ганса фон Бюлова к Бехштейну. "Я принял к себе в дом одного симпатичного молодого музыканта, - писал фон Бюлов. - Он сын покойного знаменитого Серве из Брюсселя, талантливый молодой человек, который невероятно похож на моего тестя, то есть на Листа". Серве, таким образом, был сводным братом дочери Листа Козимы, которая в то время была женой Ганса фон Бюлова.
  К 1869 году Ганс фон Бюлов окончательно решил, что не может больше продолжать настаивать на своем браке с Козимой, у которой к тому времени уже была дочка от Вагнера [3] - Изольда, которая родилась за два месяца до премьеры оперы "Тристан и Изольда", которой дирижировал Ганс фон Бюлов. Смешанные чувства, должно быть, обуревали фон Бюлова: восхищение Вагнером, любовь к Козиме и горечь оттого, что оба они ему изменили.
  Две дочери Козимы и Ганса фон Бюлова остались с матерью; Бюлов и впоследствии продолжал переписку с Козимой относительно их финансового положения и духовного благополучия. Он продолжал дирижировать произведениями Вагнера, но избегал личной встречи с ним. Однако когда гражданская жена Листа Каролина Виттгенштейн спросила как-то фон Бюлова, почему бы ему не помириться с Вагнером, он ответил: "Мы никогда не порывали наши отношения".
  Дочери фон Бюлова, внучки Листа, прожили долгую жизнь и умерли в доме Вагнера в Байрейте, когда уже бушевала Вторая мировая война. Они были свидетельницами рокового для окружения Вагнера пристрастия Гитлера к творчеству этого гения. Действительно, Гитлер был частым гостем в доме невестки Вагнера, вдовы Зигфрида Вагнера, для которого была написана "Зигфрид-идиллия". Ходили пересуды о романтической привязанности Гитлера к вдове Зигфрида. Он чувствовал. себя настолько близким с ней, что в первые дни нацистского режима написал ей, что покончит с собой, если все окажется неверным. Одна из внучек Вагнера, правнучка Листа, предчувствовала, что политический вагнеризм Гитлера ввергнет Германию в хаос и гибель и подчинит Америке, осуждающей нацизм. Вскоре бомбы начали падать в непосредственной близости от вагнеровских святынь. "Гибель богов" [4] ввергла во мрак род Вагнера.
  [3] Козима после разрыва с фон Бюловым вышла замуж за Рихарда Вагнера.
  [4] Аллюзия на "Гибель богов" - последнюю оперу в тетралогии Р.Вагнера "Кольцо Нибелунга"


Рихард Вагнер

  Вагнер у себя дома

  Один бостонский корреспондент опубликовал в январском номере газеты Musical Record за 1882 г. отчет о своем посещении Вагнера.
  "Вагнер по четвергам принимает дома с 8 до 11 вечера. В вечерних сумерках мы прохаживаемся по тихим улочкам, осознавая, что являемся предметом пристального внимания обитателей. Приблизившись к "Wahnfried Villa", которая расположена в конце высокой дороги, между Ронвензелем и Эрмитажем, вы останавливаетесь, удивленные, что у дома нет окон. Дверь, однако, есть. Есть и большое аллегорическое изображение ворона, греческой музы и богини музыки.
  Госпожа Вагнер, одетая в белые шелка, с венком роз на голове, встречает своих гостей приветливо и делает все возможное, чтобы каждый чувствовал себя легко и свободно. Красива ли она? Она, во всяком случае, в высшей степени очаровательна.
  Компания сплошь интернациональная. В одном углу Франц Лист беседует по-венгерски с группой мадьяров. В разных частях комнаты расположились гости: британские аристократы, французская, австрийская, прусская и сербская знать, артисты.
  Вагнер обычно является позже, после репетиции. В старомодном немецком костюме он непринужденно обходит гостей, со всеми беседует. Одному артисту он пожал руку, другому говорит комплимент, идет к фортепиано, поет куплет из какой-то баллады, заканчивая шуткой в виде нескольких тактов из вальса Штрауса, потом демонстрирует орган, который получил в подарок йз"%мерики. декламируя при этом: Einer geschenkten Orgel Sieht man nicht in die Gorgel [5]

  [5] В переводе это должно было бы звучать: "Дареному органу в глотку не смотрят" (ср. с русской пословицей "Дареному коню в зубы не смотрят"). Но чтобы придать стихотворению ритм, Вагнер изменил слово Gurgel (глотка) на несуществующее Gorgel.

  Предчувствие Вагнера

  Вагнер предчувствовал свою смерть. 23 декабря 1882 года, в день рождения Козимы, он дирижировал своей ранней симфонией. Прежде чем взять дирижерскую палочку, он обратился к музыкантам со словами:
- Это последний раз, когда я дирижирую.
- Почему? - спросил концертмейстер.
- Потому что я скоро умру, - ответил Вагнер.
  В первый день Великого поста в Венеции, незадолго до своей смерти, Вагнер нанял гондолу и спросил гондольера:
- Где здесь есть такое место, которое производит особенно сильное впечатление? Я хочу поплыть туда сегодня.
- Некрополь, - ответил венецианец. Вагнер долго ходил возле ниш с урнами.
- Вам понравилось? - спросил гондольер.
- Очень, - сказал Вагнер, - особенно потому, что вскоре здесь будет место моего упокоения [6].
  [6] Вагнер действительно умер в Венеции (13 февраля 1883), но не был похоронен в венецианском некрополе - его тело перевезли в Байрейт и похоронили в саду его виллы.

Перевод с английского и комментарии 
ученика 9 класса школы № 1227 
Викентия Майкапара

ОПУБЛИКОВАНО В ГАЗЕТЕ "ИСКУССТВО" ИЗДАТЕЛЬСКОГО ДОМА "ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ"
1-15 мая 2004 года, №9 (297), с. 15

Продолжение следует...

 


Содержание: © А. Майкапар

WebDesign: © PG 2001-2005