ДИНАСТИЯ | АФИША | КНИГИ | СТАТЬИ | МУЗЫКА | Радио BBC | ФОТО И ПРЕССА | СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ | INFO | E-MAIL

Музей-заповедник Царицыно,
Атриум Хлебного дома

Концерт по заявкам слушателей
Произведения для органа, клавесина и фортепиано

Суббота
14 февраля 2009

Программа будет составлена слушателями на концерте по принципу лотереи!

Играет и рассказывает:
Заслуженный артист России
Александр МАЙКАПАР (орган, фортепиано)

В концерте принимает участие
Член Королевского колледжа органистов (Лондон), Дипломант Московских международных фестивалей органной музыки, Лауреат Национальной премии «Серебряный Голубь» (2005)
Викентий МАЙКАПАР
(орган)

Начало в 17.00
Билеты продаются в кассе музея
Справки по тел. 8-499-725-72-91, 321-25-85

АННОТАЦИЯ

Парад клавиров

Орган


  Король музыкальных инструментов. Так окрестил орган Моцарт.
  Орган – инструмент одновременно клавишный и духовой. Он состоит из трех основных частей: 1) звучащие трубы различной величины и формы, сгруппированные определенным образом, 2) механизм управления (кафедра органа, на которой расположены клавиатуры – для рук и для ног); 3) меха, вентилятор и мотор, нагнетающие в виндлады воздух, находящийся под постоянным давлением.
  Труба органа издает звук посредством воздуха, который поступает в трубу в момент нажатия соответствующей клавиши. Каждая труба в органе издает звук одной высоты, одного тембра и одной силы. Из этого ясно, что для создания богатой звуковой палиттры требуется большое количество труб (в больших инструментах их бывает несколько тысяч); они разделяются на ряды – регистры.
  Качество звучание труб во многом зависит от материала, из которого они изготовлены. Некоторые из них деревянные, большая часть делается из металла - органные мастера традиционно используют сплав свинца и олова. Высота звука определяется длиной трубы: чем меньше труба, тем выше звук. Тембр звучания зависит от множества параметров: материала, из которого сделана труба, закрытая труба или открытая, с широкой мензурой или узкой. Все огромное количество звучащих труб органа делится на две неравные группы: лабиальные и язычковые.
  Ряд труб одинакового устройства и тембра, соответствующий количеству клавиш клавиатуры, образует определенный регистр. На каждую клавишу приходится столько труб, сколько в органе ригистров (звучащих голосов). Кроме того, есть такие регистры, в которых на каждую клавишу приходится несколько трубок, образующих набор обертонов к основному тону: квинту, терцию и т. д. Такие регистры называются микстурами, то есть смешением звуков.
  Под регистрами подразумеваются также собственно рукоятки и кнопки, с помощью которых приводятся в действия определенные комплекты органных труб. Эти рукоятки или клавиши (наподобие электрических выключателей) расположены на передней панели кафедры органа. С их помощью музыкант управляет звучанием этого сложного механизма.
  Главнейшим элементом искусства органиста является умение пользоваться регистрами, то есть искусство выбирать и сочетать краски органа. Здесь следует заметить, что двух одинаковых больших церковных или концертных органов не существует. Объясняется это тем, что каждый орган строится специально для данного собора или концертного зала и уже поэтому уникален.
  Из сказанного следует, что органист, приступая к подготовке к концерту, должен выбрать из имеющихся на инструменте регистров наиболее подходящие для каждого произведения. Для этого необходимо знание эпохи, стиля данного композитора, особенностей конкретного произведения, акустики помещения и многого другого. Выбор регистров для органного произведения называется регистровкой этого произведения. Композиторы редко указывают точную регистровку в нотах и обычно полагаются на вкус и знание исполнителя.
  Это не значит, что нет никаких общих принципов регистровки, напротив, они есть и хорошо известны. Но возможно и даже желательно – для яркости интерпретации – порой отойти или, точнее, превзойти эти общие правила. И. Н. Форкель, первый биограф Баха, писал об этой стороне искусства композитора: баховская регистровка «была столь необычна, что органные мастера и органисты, бывало, ужасались, когда он включал регистры. Они думали, что подобное сочетание регистров никоим образом не может хорошо звучать; но потом приходили в изумлние, убеждаясь, что именно при такой регистровке орган звучит лучше всего и что в звучании этом есть особое своеобразие, недостижимое при обычном использовании регистров».

  Клавесин
  Известно большое семейство клавишно-струнных щипковых инструментов. Они различаются по размеру, форме и звуковым (красочным) ресурсам. Едва ли не каждый мастер, изготавливавший в старину такие инструменты, стремился внести что-то свое в их конструкцию.
  В том, как назывались эти инструменты, царит большая путаница. В России еще с XVIII века наибольшее распространение получило французское название инструмента — клавесин (clavecin), но встречается, по преимуществу в музыкально-академической практике, и итальянское — чембало (cembalo; известны также итальянские названия clavicembalo, gravicembalo). В музыковедческой литературе, особенно когда речь идет об английской музыке барокко, попадается без перевода английское название этого инструмента harpsichord.
  У клавесина главная особенность звукоизвлечения состоит в том, что на заднем конце клавиши установлен так называемый прыгунок (иначе — толкачик), в верхней части которого закреплено перышко. Когда музыкант нажимает клавишу, задний ее конец поднимается (поскольку клавиша представляет собой рычаг) и прыгунок идет вверх, а перышко цепляет струну. Когда клавиша отпускается, перышко проскальзывает беззвучно благодаря пружинке, которая позволяет ему слегка отклониться.
  На клавесине все краски (тембры) и динамика (то есть сила звучания) заложены изначально в самом инструменте создателем каждого отдельного клавесина. Этим клавесин в определенной степени схож с органом. На клавесине нельзя изменить звучание посредством изменения силы нажатия клавиши. Для сравнения: на фортепиано все искусство интерпретации заключено в богатстве туше, то есть в разнообразии способов нажатия или удара по клавише.
  Клавесины создавали не только клавесинные мастера, но и мастера, строившие органы. И естественным было применить в клавесиностроении некоторые принципиальные идеи, которые уже широко использовались в конструировании органов. Иными словами, клавесинные мастера пошли по пути органостроителей в расширении регистровых ресурсов своих инструментов. Если на органе это были все новые и новые комплекты труб, распределяемые между мануалами, то на клавесине стали использовать большее число комплектов струн, тоже распределенных между мануалами. В громкости звучания эти клавесинные регистры не слишком различались, но по тембру — весьма значительно.
 
  Фортепиано
  Фортепиано появилось в начале XVIII века и к 70-м годам вытеснило клавесин. Напрашивается вопрос: почему это произошло, ведь клавесин тогда достиг вершины своих возможностей, а звучание ранних фортепиано, по свидетельству современников, было бледным и слабым и не могло по богатству сравниться с клавесинным? Карл Филипп Эмануэль Бах, один из старших сыновей Иоганна Себастьяна, написал свой двойной концерт для клавесина и пианофорте с оркестром, имея в виду воочию продемонстрировать преимущества клавесина перед фортепиано!
  Ответ один: победа фортепиано над клавесином стала возможна в условиях коренной смены эстетических предпочтений. Эстетика барокко, в основе которой лежит либо ясно сформулированная, либо отчетливо ощущаемая концепция аффектов (кратко самая суть: одно настроение, аффект, — одна звуковая краска), для которой клавесин был идеальным средством выражения, уступила место сначала мирочувствованию сентиментализма, затем более сильному направлению — классицизму и, наконец, романтизму. Во всех этих стилях самой привлекательной и культивируемой стала, наоборот, идея переменчивости — чувств, образов, настроений. И выразить это смогло фортепиано.
  Сложность конструкции современного фортепиано вызвана тем, что спокойно лежащий молоточек не может также легко подняться, чтобы ударить струну, как это может сделать тангент (металлическая пластинка на верхнем конце прыгунка) клавикорда или перышко клавесина щепнуть струну. Поскольку молоточек необходимо толкнуть, а не просто поднять, он должен быть очень подвижным, как сама клавиша, которая приводит его в движение. Это требует некоего механизма, передающего сигнал от пальца пианиста через клавишу молоточку. Прошло много времени, прежде чем такой механизм оказался столь совершенным, что стал удовлетворять музыкальные требования.
  Совершенствование фортепиано всегда шло бок о бок с расширением музыкального горизонта как самих композиторов, так и пианистов. Сохранились чрезвычайно инетерсные суждения Моцарта, Бетховена, Шопена, Листа о фортепиано и фортепианных мастерах их времени.
  Каждый пианист хорошо знает, как много в исполнении зависит от инструмента. В XX веке известны пианисты, которые были привязаны к определенным инструментам и гастролировали вместе со своими любимцами. Так поступал, живя в США, Сергей Рахманинов, а также Владимир Горовиц. Знаменитый канадский пианист Глен Гульд, рано закончивший свою карьеру пианиста-гастролера, полностью отдался записям в студии и делал их только на своем инструменте, причем специально препарированном по его указаниям. В большинстве случаев крупные пианисты тщательно выбирают для себя инструменты.
  Фаворитом является американская фирма «Steinway & Sons». Свою деятельность фирма начала в 1853 году. Впоследствии это стала большая династия фортепианных фабрикантов. Члены этой династии получили в общей сложности 115 патентов в области фортепианного строительства. Инструмент именно этой фирмы украшает Атриум Хлебного дома.

Александр МАЙКАПАР


Содержание: © А. Майкапар

WebDesign: © PG 2001-2005