ДИНАСТИЯ | АФИША | КНИГИ | СТАТЬИ | МУЗЫКА | Радио BBC | ФОТО И ПРЕССА | СЛУЧАИ ИЗ ЖИЗНИ | INFO | E-MAIL

 

"Музыка королей"
Концерты А. Майкапара в Калужской филармонии

Опубликовано: газета Калуги и Калужской области «Знамя»

kaluga

Вьюга не испугала завсегдатаев музыкального салона Калужской филармонии. И в очередную среду нагретое термической пушкой фойе приняло нового, но знакомого гостя, Александра Майкапара.

Заслуженный артист России, внук того самого Самуила Майкапара, по клавирам которого занимались все учащиеся музыкальных школ СССР-СНГ, представил программу «Золотой век клавесина».

Клавесинист, органист, пианист, музыковед, автор более 100 работ по истории музыки, комментатор музыкальных программ ВВС не только исполнял музыку композиторов 18-го века, но и рассказывал о них, как о своих давних друзьях. Именно за просветительский дар взыскательное руководство нашей филармонии выбрало для очередной «среды» этого представителя рафинированной интеллигенции. Александр Майкапар - единственный в России записал Полное собрание клавесинных произведений И.С. Баха. Широкое концертирование в России и за рубежом не мешает мастеру проводить музыкальные фестивали под эгидой посольств европейских стран. Уникальными стали фестивали, проведенные в Оружейной палате Московского кремля, один из которых посетила королева Великобритании.

1

Александр Майкапар - не только известный музыковед, но и видный специалист в области изобразительного искусства, особенно иконографии.

«Музыка должна служить только славе Господней и воскрешению духа. Если это не принимается во внимание, то нет подлинной музыки, а есть лишь дьявольское треньканье и монотонный шум». Эти слова Себастьяна Баха стали кредо всего многогранного творчества калужского гостя.

Перед концертом Александр Евгеньевич с интересом рассматривал украсившие фойе филармонии картины старой Калуги. Династия Майкапаров связана с самым драгоценным в музыкальной истории нашего города. Дед Александра был секретарем руководимого С. Танеевым московского научно-музыкального кружка! Поэтому музыканта увлекли пейзажи Калуги, увиденные художником-примитивистом Валерием Параходом. Обладатель этого псевдонима Валерий Еременко родился и вырос на берегу Иртыша. Любовь к искусству сделала его участником выставок в России, Австрии, Германии. Ныне живущий в нашем городе художник реконструирует прошлое Калуги - на его картинах и пристань на Оке, и мост через оную целы-целехоньки. По реке ходят парАходы и парусники, с бельведеров далями любуются парочки. Видя живописные аэропланы над Окой, Александр Майкапар рассказал, что его бабушка, солистка Берлинской оперы, в 1910 году стала первой женщиной, поднявшейся в воздух на крылатом аппарате «Форман».

- Модель художника - видимый мир. А что является моделью для композитора?

- Ткань музыки неизъяснима. Это не григорианские хоралы, не пейзажи. Другая система воображения.

- Ваше определение шедевра?

- Определить затрудняюсь. Но всегда можно с уверенностью сказать: «Это шедевр. Это не шедевр». Однако шедевр - не синоним популярности. «Турецкий марш» Моцарта - не шедевр. Если составить список великих музыкантов по убыванию написанной ими не великой музыки, то на первом месте окажется Моцарт, на последнем - Бах.

В соответствии со своим кредо музыкант составил программу вечера из шедевров Баха, Генделя, Скарлатти, Куперена.

Музыку любимца короля Георга сменили трели придворного композитора Людовика XIV. А увенчали концерт произведения И.С. Баха. Божественная гармония его сюиты, прелюдии и фуги из «Хорошо темперированного клавира» слились не с нарисованными облаками, а со снежинками за высокими окнами зала. Наградой гениям и воззвавшему их дух музыканту стали аплодисменты и цветы.

Итак, новое начинание филармонии удалось - камерные вечера в «Музыкальной гостиной» нашли своих верных поклонников. Ведь мало развесить по городу афиши, нужно найти, привлечь тех меломанов, для которых эти изысканные программы станут необходимостью. Успех «музыкальных сред» в концертном зале свидетельствует - встреча состоялась.

Маргарита РАЗУМИХИНА.


Содержание: © А. Майкапар

WebDesign: © PG 2001-2005